Мудрец Патанджали, живший пять тысяч лет назад, систематизировал философию йоги и выделил восемь ступеней на пути к совершенству.
1. ЯМА - («Контроль», «Дисциплина»). Этические дисциплины. Действия по отношению к окружающим. - Ахимса - («Ненасилие»). Ненасилие не только к людям, но и ко всем живым существам проявленного мира, а также не причинение вреда самому себе. - Сатья - («Правдивость»). Правдивость в мыслях, словах и делах. - Астея - («НЕворовство»). - Брахмачарья – Накопление энергии для духовной практики с помощью аскетизма. Формы аскетизма: обет безбрачия, обет молчания, пост и т. д. - Апариграха - («НЕнакопительство»). Это свобода от накоплений. Не следует накапливать и собирать вещи, в которых нет действительной нужды. Это также нежелание чужого. Не следует брать ничего не заработанного или даваемого в качестве услуги.
2. НИЯМА - («Самодисциплина») Предписания йоги относительно тела и ума. - Шауча - («Чистота»). Чистота тела: внешняя (купание) и внутренняя (асаны, пранаяма и очистительные практики). Очищение ума от порочных мыслей и негативных эмоций. Чистота пищи и места для занятий. - Сантоша - («Удовлетворенность»). Способность принимать себя такими, какие мы есть. Возможность реализации своих желаний. Если желаний много, а возможностей мало, то необходимо сократить количество желаний и тем самым обрести удовлетворенность. - Тапас - («Нагревание»). Постоянное усердие в практике. Устремленность. Постоянные усилия, направленные на поддержание достаточного количества огня в теле, что позволяет сжигать внутренние загрязнения. - Свадхьяя – («Самоисследование; Самопознание; Самонаблюдение»). Изучение священных текстов, повторение мантр. Постоянное отслеживание своих реакций на те, или иные события в жизни. - Ишварапранидхана – («Посвящение всех своих действий Единому»). Осознание своих действий способствует реализации намерения Единого осознать себя.
3. АСАНА - (поза). Положения тела для физического развития и здоровья человека.
4. ПРАНАЯМА - (контроль жизненной энергии). Накопление энергии через дыхательные практики. Остановка мышления с помощью задержки дыхания.
5. ПРАТЬЯХАРА - (отвлечение чувств от их объектов). Контроль чувств - произвольная регуляция количества и качества поступающей в мозг информации.
6. ДХАРАНА - (концентрация внимания). Длительное удержание внимания на каком-либо объекте.
7. ДХЬЯНА - (медитация). Состояние ума без мыслей.
8. САМАДХИ – (такой же, как Высший). Сверхсознание.
Человеческое существо состоит из пяти основных оболочек, называемых Майя-Коша (санскр.: Майя – «иллюзия», Коша – «оболочка»). Иллюзорность этих оболочек состоит в том, что их сложно дифференцировать из единого на первый взгляд человеческого существа. С помощью практики йоги появляется более тонкая чувствительность, и человек может воспринимать взаимосвязь каждой оболочки между собой, а также с окружающим миром. 1. Аннамайя-коша - (Анна – «пища») – органическая оболочка; 2. Пранамайя-коша – (Прана – «жизненная энергия») – энергетическая оболочка; 3. Маномайя-коша – (Манас – «ум») – психическая оболочка, это эмоции, которые имеют природу ума; 4. Виджнянамайя-коша - (Виджняна – «мышление») – ментальная оболочка; 5. Анандамайя-коша – (Ананда – «блаженство») – духовная оболочка, оболочка радости, счастья, удовлетворенности.
Практика асан и виньяс непосредственно воздействует на органическую оболочку - Аннамайя-коша. Дыхательные практики – пранаямы очищают и наполняют энергией энергетическую оболочку - Пранамайя-коша. Контроль чувств и эмоций развивает психическую оболочку - Маномайя-коша. Развитие интеллекта совершенствует ментальную оболочку - Виджнянамайя-коша. Таинство медитации дарит счастье и блаженство, проявляя духовную оболочку - Анандамайя-коша. Практика йоги включает в себя: 1) контроль и равновесие каждой оболочки, 2) контроль и равновесие между оболочками, 3) контроль и равновесие между оболочками и окружающим миром.
Дхарана – это концентрация внимания, то есть длительное удержание внимания на каком-либо объекте. Дхьяна – это медитация, то есть состояние ума без мыслей. Чтобы войти в состояние медитации, необходимо максимально долго концентрировать ум на ОДНОМ объекте. Этот объект может быть любым: дыхание, пламя свечи, звук, мысль в единственном числе и т.д.. Концентрация внимания – это своего рода напряжение ума. Ум, также как и мышца, не может быть в напряжении длительное время. Рано или поздно он расслабится и тогда произойдет медитация. И, очень важно, в процессе медитации не засыпать, а осознанно наблюдать это состояние. Чтобы понять процесс входа в медитацию можно провести аналогию тела и ума с чашкой чая. Пусть тело – это чашка, а ум – это чай. Когда движется чашка, чай тоже в движении; когда чашка неподвижна, тогда и чай в ней без движений. Когда тело в движении, ум активен; когда тело неподвижно, тогда и ум без колебаний.
Пранаяма состоит из двух слов: прана – жизненная энергия, поступающая в тело через дыхание, и яма – контроль. То есть пранаяма – это метод контроля дыхания и, как следствие этого, контроль ума. «Когда дыхание движется, тогда и ум беспокоен. Сдерживая дыхание, йогин достигает устойчивости ума» (Сватмарама «Хатха-йога прадипика», 2.2). Мудрец Патанджали в своих «Афоризмах йоги» определил йогу, как прекращение видоизменения принципа мышления, что достижимо различными методами, ни один из которых неосуществим без контроля над праной и дыханием, внутренне связанных с умом. Эта связь подтверждается нашим ежедневным жизненным опытом. Прекращение психической активности возрастает пропорционально замедлению дыхания, а в случае удушения одновременно прекращается и психическая деятельность до тех пор, пока дыхание не восстановится. Полное же исчезновение умственной деятельности происходит во время смерти тела. Это доказывает, что ум и прана взаимообусловлены - одно не может действовать без другого. Три акта естественного дыхания: вдох (пурака), задержка (кумбхака), выдох (речака). Кумбха означает «сосуд». При выполнении задержки дыхания тело становится подобным сосуду, наполненному праной. Антар-кумбхака – задержка дыхания после вдоха, связана с накоплением и удержанием праны внутри тела. Бахир-кумбхака – задержка дыхания после выдоха, связана с вытеснением праны за пределы тела. Кевала (абсолютная, полная) - кумбхака – естественная задержка дыхания без вдоха и выдоха. Пранаямы:
1. Сурья-бхедана («сурья» - солнце, «бхедана» - покорение, «сурья-бхедана» - покорение солнца) пранаяма – вдох через правую ноздрю, задержка дыхания, выдох через левую ноздрю. Очищает мозг, устраняет болезни от избытка воды и излечивает расстройства, причиняемые червями (бактериями). 2. Удджайи (победоносный); пранаяма – углубленное, замедленное дыхание при полузакрытой голосовой щели. «…вдох через обе ноздри, чувствуя звучность дыхания от горла до сердца, задержка дыхания, выдох через левую ноздрю. Помогает выздороветь от заболеваний, вызванных чрезмерным скоплением слизи, укрепляет сердечные мышцы, стимулирует пищеварительный огонь организма» (Сватмарама «Хатха-йога прадипика»). 3. Ситакари (охлаждающий) пранаяма – вдох через рот (кончик языка расположить между зубами) со свистящим звуком, выдох через ноздри. Устраняет голод, жажду, вялость и сонливость. 4. Ситали (прохладный) пранаяма – вдох через рот (слегка высунув язык между губами, свернуть его трубочкой), задержка дыхания, медленный выдох через ноздри. Устраняет болезни живота и селезенки, а так же такие болезни, как лихорадка, раздражительность, голод, жажду и вредное действие ядов. 5. Бхастрика (кузнечные меха) пранаяма – акцентированный вдох и быстрый выдох через ноздри. Очищает энергетические каналы.
Сурья-бхедана и Удджайи производят тепло, Ситкари и Ситали – прохладу. Бхастрика сохраняет температуру не изменной. Сурья-бхедана преимущественно контролирует проявления воздуха. Уджайи – капхи (флегмы), Ситкари и Ситали – желчи, а Бхастрика – всех трех. 6. Бхрамари (пчела) пранаяма – вдох и выдох через нос, издавая жужжащий звук пчелы. Очищает горло, укрепляет голосовые связки. Вибрации этого дыхания изменяют сознание. 7. Плавини (плавающая) пранаяма – глубокий вдох, задержка дыхания, неполный выдох и снова вдох. Это дыхание способствует длительному удержанию тела на воде без движений. 8. Капалабхати (сияющий череп) – акцентированный выдох через нос, напрягая мышцы живота, и пассивный беззвучный вдох, расслабляя мышцы живота. Вибрации дыхания очищают сознание от психических блоков. Одна из шаткарм. 9. Нади-Шодхана («нади» – энергетические каналы, «шодхана» – очищение) пранаяма - попеременное дыхание через ноздри. Вдох через правую ноздрю, задержка дыхания, выдох через левую ноздрю, задержка дыхания. Повторить процесс, поменяв ноздри. Для подготовленных практиков соотношение между актами вдох – задержка – выдох – задержка составляет 1:4:2:1. Уравновешивает психическое состояние, очищает энергетические каналы. 10. Чандра-бхедана («чандра» - луна, «бхедана» - покорение, «чандра-бхедана» - покорение луны) пранаяма - вдох через левую ноздрю, задержка дыхания, выдох через правую ноздрю. Активизация левого энергетического канала (Ида). 11. Вилома («ви» - отрицательная частица, «лома» - волосы, «вилома» - не по шерсти) пранаяма. Стадия I - ступенчатый вдох, задержка дыхания, медленный выдох. Повышает артериальное давление. Стадия II – глубокий вдох, задержка дыхания, ступенчатый выдох. Понижает артериальное давление. 12. Анулома («ану» - вместе, «лома» - волосы, «анулома» - по шерсти) пранаяма – глубокий вдох через обе ноздри, задержка дыхания, выдох через правую ноздрю, глубокий вдох через обе ноздри, задержка дыхания, выдох через левую ноздрю. Вдох выполняется дольше, чем выдох. 13. Пратилома («прати» - противоположный, «лома» - волосы, «пратилома» - против шерсти) пранаяма – эта пранаяма противоположна Ануломе. Вдох производится попеременно через левую и правую ноздрю, а выдох через обе ноздри. Вдох выполняется дольше, чем выдох. 14. Сама вритти («сама» – равный, «вритти» – действие) пранаяма – дыхание, при котором достигается равная продолжительность вдоха, задержки дыхания и выдоха. 15. Висама вритти («висама» – неравный, «вритти» – действие) пранаяма – дыхание, при котором используются разные соотношения между вдохом, задержкой дыхания и выдохом. 16. Сахита пранаяма («сахита» – сопровождаемая) – контроль дыхания, сопровождаемый намеренными задержками дыхания после вдоха или после выдоха. Сахита пранаяма используется с целью очищения прана-вайю и развития контроля над праной. 17. СО – ХАМ пранаяма – через нос вдох со звуком «СО», выдох со звуком «ХАМ». Развивает сознание и контролирует разум. 18. Кевали-кумбхака пранаяма - замедленное дыхание, при котором задержки дыхания систематически возрастают. 19. Нижнее диафрагмальное дыхание, связано с апана-вайю и самана-вайю; 20. Среднее грудное дыхание, связано с прана-вайю; 21. Верхнее ключичное дыхание, связано с удана-вайю; 22. Полное йоговское дыхание, связано с вьяна-вайю.
Главные условия для пранаямы – это постепенность, регулярность и свежий воздух. Если пранаяма выполнена правильно, ум успокаивается, пропадают грубые чувственные восприятия, и это способствует полной концентрации ума. «4.21. Управляя дыханием, йогин управляет мыслью. Управляя мыслью, он управляет и дыханием (праной). 4.22. Две вещи дают жизнь читте (деятельности сознания) – дыхание (прана) и желания (васана). Когда исчезает одно, тогда исчезает и другое. 4.23. Когда мысль поглащается, тогда дыхание (прана) останавливается. Когда останавливается дыхание (прана), тогда поглащается и мысль. 4.25. Если действует мысль, действует и дыхание. Пока оба не остановлены, продолжают действовать все чувства (индрии). Только остановкой их достигается освобождение» (Сватмарама «Хатха-йога прадипика»).
Нади – энергетические каналы тонкого тела человека (пранамайя-коша, маномайя-коша, виджнянамайя-коша). В тонком теле – 72 000 каналов-нади. Из них десять являются важнейшими, из этих десяти три наиважнейшие - Ида, Пингала и Сушумна. Остальные – Гандхари и Хастиджихва, Пуша и Яшасвини, Аламбуша, Куху и Шанкхини. Сушумна идет от основания позвоночника вверх к макушке головы. По Сушумне течет одухотворяющая энергия маха-прана, а ее символ – река Сарасвати. Пингала идет вправо по спирали вокруг Сушумны и заканчивается в правой ноздре. Пингала ассоциируется с солнцем (ха), огнем, мужской энергией (ян), священной рекой Ямуной и рассудком. Ида идет влево по спирали вокруг Сушумны и заканчивается в левой ноздре. Иду символизирует луна (тха), вода, женская энергия (инь), священная река Ганга и интуиция. Когда прана (жизненная энергия) свободно течет через нади, все три священных реки сливаются в Аджня-чакре. Это и есть ха-тха йога – союз солнца и луны. Гандхари заканчивается в левом глазу; Хастиджихва – в правом глазу; Пуша – в правом ухе; Яшасвини – в левом ухе; Аламбуша – во рту; Куху – в гениталиях; Шанкхини – в анусе. Таким образом, у всех основных отверстий тела находится одна из десяти нади.
Бандха означает «замок», «сокращение», «удержание», а также «плотина», «скрепление», «сгущение». Бандхи часто именуют «энергетическими замками», поскольку они способствуют накоплению энергии в теле. * Мула-бандха (корневой замок) – сокращение мышц тазового дна. Состоит из трех мудр: Ваджроли-Мудра – сокращение сфинктера мочевого пузыря с подтягиванием полового органа вверх сокращением мышц живота без прижимания их к позвоночнику; Йони-Мудра – сокращение мышц промежности; Ашвини-Мудра – сокращение анального сфинктера. Мула-бандха способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами, а также направляет апану вверх. * Уддияна-бандха (взлетающий замок) – втягивание живота внутрь вверх на задержке дыхания. Способствует уплотнению энергии, стягивая ее от переферии к центру. Соединяет апану, прану, саману и заставляет их течь в Сушумне (Центральном канале тонкого тела) вверх. * Джаландхара-бандха (сетевой замок) – прижатие подбородка к яремной ямке, не сгибая шею, а выпрямляя физиологический изгиб шейного отдела позвоночника. Останавливает потоки праны, направленные вверх и вниз. * Маха-бандха (великий замок) – сочетание всех трех предыдущих бандх. При выполнении маха-бандхи энергия движется туда, куда направлено внимание практикующего. На физическом уровне бандха выполняется за счет одновременного сокращения нескольких специфических групп мышц. При динамическом выполнении бандх активизируется микронасосная деятельность скелетных мышц и, таким образом, усиливается локальное кровоснабжение. Основным «насосом» является диафрагма. При выполнении уддияна-бандхи в брюшной полости, грудной клетке и в области горла возникает отрицательное давление и возрастает отток венозной крови из внутренних органов – таким образом, уддияна играет роль «второго сердца». При последовательном динамическом выполнении уддияны этот эффект усиливается и кровоснабжение тканей и органов значительно улучшается. За счет улучшения тканевого дыхания предотвращаются застойные процессы, и усиливается детоксикация. Подобным образом действуют мышечные бандхи и в других областях тела. Основным назначением бандх является поддержание кумбхаки (задержки дыхания), при выполнении которой происходит локальное накопление углекислого газа, в результате чего организм лучше усваивает кислород, чем и обусловлен эффект клеточного дыхания. В практике пранаямы с помощью бандх уравновешивается работа симпатического и парасимпатического отделов ЦНС, и таким образом контролируется динамика дыхания, благодаря чему даже при длительных задержках сохраняется максимально короткая длина дыхания. Например, при выполнении уддияна-бандхи на возникающее в брюшной полости давление реагируют рецепторы блуждающего нерва, этот сигнал поступает в дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге, и в результате понижается симпатический тонус – артериальное давление падает, частота пульса уменьшается. Джаландхара-бандха используется на задержке после вдоха, при этом сигнал от воздействия на сонную артерию, поступающий в дыхательный центр, вызывает расширение бронхов и снижение частоты сердцебиения. Работа эндокринной системы также улучшается за счет оптимизации работы вегетативной нервной системы и гемодинамического воздействия бандх на эндокринные железы.
Сиддхи – сверхъестественные возможности человека. Восемь мистических сил. 1. Аниман («подобная атому») – сила приобретения малейшей формы. 2. Махиман – сила приобретения великой формы. 3. Гариман – сила стать тяжелым. 4. Лагхман – сила стать легким. 5. Прапти – сила увеличивать все по желанию. 6. Пракамья – сила притягивать дальние объекты (предметы). 7. Иньта – сила, способная влиять на форму материальных объектов. 8. Вашитва – сила контроля над чем-либо. Влияние на умы.
Мармы – «уязвимые» или «чувствительные» зоны на теле человека: - большой палец ноги; - между первым и вторым пальцами на взъеме стопы; - середина подошвы, сердце стопы; - тыльная поверхность стопы около пятки; - лодыжки; - ахиллово сухожилие; - середина икроножной мышцы; - верх голени (передняя большеберцовая мышца); - коленный сустав; - середина внешней поверхности бедра; - под ягодичной мышцей; - середина ладони; - между большим и указательным пальцами на тыльной поверхности кисти; - лучезапястный сустав; - три пальца от локтя на внешней поверхности предплечья; - локтевой сустав; - четыре пальца от локтя на внутренней поверхности плеча; - середина бицепса; - середина трицепса; - середина пучков дельтовидной мышцы; - подмышечная впадина; - горло; - под ключицей; - мечевидный отросток, область сердца; - соски; - между ребрами; - солнечное сплетение; - пупок; - центр тела (над лобковой костью); - промежность; - копчик; - крестцово-подвздошное сочленение; - по обе стороны 10-го грудного позвонка; - на лопатках; - основание черепа; - места соединения черепных костей; - темя; - за ушами; - подбородок (под губой); - основание неба; - основание носа (над губой); - кончик носа; - глаза; - виски; - середина лба. Воздействие на мармы: а) давление с вращением; б) использование активных бальзамов (змеиный, пчелиный яд); в) сжигание рядом с кожей травяных сигарет; г) выполнение асан; д) повторение мантр.
Виньяса - («вспомогательное действие»). Виньясы - это динамические упражнения, в которых каждое движение синхронизировано с дыханием. Виньясы используют: - для подготовки (разогрева) тела перед входом в асану; - для перехода из одной асаны в другую; - для очищения физического тела от токсинов; - для концентрации внимания (синхронизация движения и дыхания действует как «ловушка» для внимания). Виньясы очень хорошо использовать на занятиях йогой с детьми и с людьми конституции капха («слизи» или с избыточным весом).
Изначальная праматерия именуется Пракрити – то, из чего не проявленное Единое творит внутри себя Бытие. Побуждение к дифференциальному самоосознанию в проявленных творениях есть тот первоначальный импульс, которым Единое заставляет себя создать в себе Изначальную Силу и нарушить собственное внутреннее равновесие Пустоты. Изначальную Силу Единое делит на абсолютно подвижное и абсолютно инертное – два первичных потока Бытия. За счет этого возникает пространство мира – Пракрити, вихреобразные неоднородности которого становятся материей, сотканной вибрационными полями. Таким образом, побуждение Единого к самоосознанию образует два принципа состояния Изначальной Силы – две Гунны – абсолютную активность, именуемую Раджо-гуной, или Раджасом, и абсолютную инертность – Тамо-гуну, или Тамас. Будучи слитыми в не проявленном Едином, они взаимно уничтожаются изначальной целостностью и полнотой. Когда же они проявлены, их равновесие в сотворенном Бытии есть некое новое, более высокое по сравнению с ними качество упорядоченности, именуемое Саттво-гуной или просто Саттвой. Таким образом, три гунны создают из Пракрити мир творения, упорядочивая абсолютный Хаос изначальной Пустоты в структуру Бытия сообразно Воле Единого. Саттво-гуна в проявленном самодостаточна, поскольку является принципом уравновешивания, не уничтожающего, но гармонично организующего побудительную силу Раджо-гуны и обездвиживающую инертность Тамо-гуны. Тамас есть принцип или качество инерции (или инертности), обеспечивающий возможность создания и сохранения формы – результирующего состояния побудительной силы в действии.
Втягивать свои чувства вовнутрь, подобно черепахе, втягивающей свои члены под панцирь – так описывается пратьяхара. «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания – это пратьяхара. Благодаря этому полностью подчиняются органы чувств» – («Йога Сутры Патанджали»). «4.2. Как только Чита, которая непостоянна и склонна блуждать, выходит (через «ворота чувств»), ты должен обуздать ее и привести под контроль Атмана» - («Гхеранда Самхита»). «61. Ценима йогинами пратьяхара – сосредоточение на 18 мармах тела, местах, где сосредоточена прана. 62. Ступни ног, лодыжки, середина голени, верх голени, колени, бедра; 63. затем анус, центр тела и лоно, пупок, сердце, а также яремная вырезка; 64. основание неба, основание носа, глаза, точка между бровей, лоб и, наконец, голова. Все это – мармы…» - («Васиштха Самхита»). Техники переноса внимания на различные части тела легли в основу практик Шавасаны и Йога-нидры. Суть пратьяхары в отвлечении внимания от внешних объектов и многократном сосредоточении в определенной последовательности на объектах внутренних. Так как сильным сигналам окружающего мира противопоставляются слабые сигналы расслабленного тела, сосредоточение должно быть произвольным, т.е. происходить при активном участии воли, которая есть проявление самосознания (Атмана). Цель пратьяхары укрощение ума путем сознательного контроля над чувствами. Контроль чувств – это произвольная регуляция количества и качества поступающей в мозг информации. Практика пратьяхары делает йогина хозяином своего тела и ума, придавая всей его жизни и практике качество произвольности.
Клеша – препятствие на пути к освобождению. В «Йога-сутрах» Патанджали описывает пять клеш, причиняющих страдания: 1. Авидья - («неведение или пребывание в иллюзиях»); 2. Асмита - («эгоизм»); 3. Рага - («привязанность, влечение к приятному»); 4. Двеша - («антипатия, отвращение к неприятному»); 5. Абхинивеша - («страх смерти, цепляние за жизнь»).
В своих стремлениях постичь природу ума древние мудрецы подразделили его на пять типов, которые были описаны Вьясой в его комментариях к «Йога-сутрам» Патанджали. Человеческий ум склонен колебаться, переходя из одного состояния в другое. Полноценная практика Йоги, которая включает правильное поведение, асану, пранаяму и медитацию, наделяет человека способностью пребывать в благоприятном состоянии ума.
1. Кшипта. Это неразвитое состояние, при котором человек чувствует сильное беспокойство, мешающее ему думать, вслушиваться или сидеть, ни на что не отвлекаясь. Ум в таком состоянии уподобляется обезьяне, скачущей туда-сюда.
2. Мудха. В этом состоянии информация не доходит до мозга. Ум притуплен и вял настолько, что человек может держать в руках ключ и продолжать его искать.
3. Викшипта. Здесь ум получает информацию, однако не может переработать ее. Пребывая в замешательстве, ум колеблется, и внутри происходит следующий монолог: «Я хочу сделать все, но не могу объять необъятное. За что сейчас лучше взяться?»
4. Экагра. В этом состоянии ум расслаблен, но внимателен. Человек может сосредоточиться, а это является необходимым условием для медитации. Занятие Йогой способно привести ум в состояние расслабленной внимательности.
5. Ниродха. Здесь ум не отвлекаем случайными мыслями и полностью погружен в объект концентрации. Такое состояние достигается во время медитации или же в те мгновения, когда человек целиком и полностью поглощен каким-то занятием.
Вьяяма - это раздел техник Ха-Тха йоги традиционно предваряющий практику асан. В переводе с санскрита вьяяма означает «разрабатывать», «растягивать», «разминать». Выполнение вьяям в подготовительной части занятий Ха-Тха йогой активизирует сердечно сосудистую, дыхательную и центральную нервную системы. Готовит опорно-двигательный аппарат к более качественной практике асан и виньяс, снимая риск получения травм. Воздействует на акупрессурные зоны – мармы – в теле, снимая психофизические зажимы и улучшая свободную циркуляцию энергии по каналам тонкого тела. Обладая оптимизирующим воздействием на организм, комплекс вьяям может быть использован как: самостоятельная практика в любое время суток, средство йога-терапии, а также в качестве разминки перед любыми видами двигательной активности.
Прана – энергия жизни; энергия дыхания. Пока есть дыхание, есть жизнь; где есть жизнь, там есть и прана. В санскрите префикс пра указывает на движение, а на означает «всегда». Прана циркулирует по телу в пяти направлениях. Эти пять ветров праны называют вайю. Прана-вайю занимает пространство от диафрагмы до основания горла. Она связана с Анахатой. Прана-вайю управляет дыханием в фазе вдоха, сердцебиением и кровообращением. Она отвечает за обмен энергиями с окружающей средой через дыхание. Апана-вайю течет от пупка вниз к стопам. Она связана с Муладхарой и Свадхистханой. Апана-вайю управляет дыханием в фазе выдоха. Также Апана-вайю управляет мочеиспусканием, очищением кишечника, родами, менструацией и извержением семени. Самана-вайю занимает место от пупка до диафрагмы. Она связана с Манипурой, и перетекает вперед-назад подобно маятнику, регулируя пищеварение и усвоение пищи. Самана-вайю управляет задержкой дыхания, а также уравновешивает прана-вайю и апана-вайю. Удана-вайю течет по спирали от основания горла к макушке, от плечевых суставов к кистям рук и от тазобедренных суставов к стопам. Она связана с Вишуддхой, Аджней и Сахасрарой. «Удана-вайю отвечает за восходящее движение воздуха, то есть позволяет человеку выполнять выдох и произносить звуки. Особо тонкие составляющие Удана-вайю управляют питанием мозга, развитием памяти и других умственных способностей, продвижением Кундалини-шакти к Сахасрара-чакре в процессе практики Йоги и проникновением внимания йогина в области сверхчувственного восприятия, обычному человеку недоступные. Вьяна-вайю распределяется по всему телу и отвечает за синхронизацию энергий праны, уданы, саманы и апаны. Она обеспечивает поступление крови и других физиологических жидкостей во все части тела сообразно потребностям последних, управляет капиллярным кровообращением, кровоснабжением головного мозга и потоотделением. Кроветворная функция также управляется силой Вьяна-вайю». – («Йога-терапия» Свами Шивананда, перевод Андрея Сидерского).
Существуют и вспомогательные энергии: Курма-вайю – энергия, управляющая движением век - моргание; Крикала-вайю – энергия, вызывающая чихание и кашель; Нага-вайю – энергия, вызывающая отрыжку; Девадатта-вайю – энергия, вызывающая зевание; Дхананджая-вайю – энергия, разлагающая труп после смерти.
«Метод практического овладения Арсеналом йогических средств прост. Он подобен обучению грамоте. Вначале учатся писать отдельные буквы – то есть выполнять статические формы, асаны. Затем осваивают слоги, в которых буквы соединены «хвостиками». Это динамические связки между асанами – виньясы. Далее пишут целые слова – выполняют короткие динамические серии, - виньясы, состоящие из асан и движений-связок между ними, исполняемых слитно в ритме дыхания. Такие слова имеют энергетический смысл. Потом пишут предложения – исполняют комплексы, состоящие из нескольких асан и виньяс. Такие предложения имеют расширенный энергетический смысл. Обычно эти комплексы изучаются в режиме диктанта, под руководством учителя или самостоятельно по заранее заданной программе. Но когда у ученика накапливается достаточный практический опыт, появляется возможность писать сочинения сначала на заданную, а потом на свободную тему, т.е. самостоятельно строить тренировочные комплексы, достигая заданной цели и творчески самовыражаясь. Мастером же становится только тот, в йогическом «тексте» которого звучит Гармония и Красота». (Андрей Лаппа «ЙОГА. Традиция Единения»).
Принципы построения тренировочных последовательностей очень хорошо описал Сергей Сидорцов в книге «Интегральный тренинг»: «1. Принцип «взаимодополнения» психоэнергетических форм. …Это означает, что каждому положению тела в пространстве, вызывающему вполне конкретное перераспределение Силы, в нашей энергетической системе соответствует иная пространственная локализация, влекущая противоположное или компенсирующее перераспределение Силы. 2. Принцип «прогиб–наклон-скручивание» - «набор-перераспределение-упаковка» Силы в энергетической системе. …при выполнении прогибов плотность поступления (набора) Силы в нашу энергосистему резко увеличивается (интенсивность набора обычно прямо пропорциональна интенсивности прогиба с учетом дополнительных факторов, таких как гипервентиляция, замки, задержки дыхания и т.д.). Вызвано это в большей степени раскрытием грудного отдела позвоночника, расправленными легкими, полным интенсивным дыханием. …Следующим необходимым действием будет перераспределение свободной Силы в энергоструктуры – использование ее для развития конкретных функциональных органов нашего тела. …Процесс перераспределения Силы особенно активизируется во время выполнения упражнений с использованием наклонов, что вызвано сильным растяжением позвоночника и сопровождающимся характерным дыханием – растворяющимся или интенсивным глубоким. И наконец, завершающая стадия – упаковка Силы. Это обычно действие, направленное конкретно на развитие определенного энергетического «органа» в целях его последующего использования. Реализуется указанный процесс в формах со скрученным позвоночником и чаще всего интенсивным глубоким дыханием. 3. Принцип «подъема-опускания» Силы. …под фразой «подъем-опускание» в данном случае понимается скорее процесс трансформации («возгонки», сублимации – кому как понятнее), чем процесс ее перемещения в n-мерном пространстве (хотя оба процесса весьма сходны). Другими словами, возвращаясь к неоднократно затрагиваемой теме силовых центров нашей энергоструктуры, «подъем-опускание» - это трансформация Силы из более плотного в более тонкое состояние, что может соответствовать ее перемещению из одного силового центра в другой».
Любое положение тела человека определенным образом воздействует на его энергетическую систему. Так, силовые и растягивающие упражнения на ноги воздействуют на первый энергетический центр – Муладхару. Все наклоны воздействуют на второй энергетический центр – Свадхистхану. Повороты туловища (скручивания), упражнения для мышц живота (пресс) – на третий энергетический центр – Манипуру. Прогибы, балансы на руках – на четвертый энергетический центр – Анахату. Упражнения для мышц шеи и асаны на удержание равновесия – на пятый энергетический центр – Вишуддху. Перевернутые положения тела – на шестой энергетический центр – Аджну. Медитативные практики воздействуют на седьмой энергетический центр – Сахасрару. Исходя из этого, можно строить тренировочную последовательность, воздействуя на все энергетические центры снизу – вверх.
Мантра может произносится громко, чуть слышно или умственно. Произнесение мантры вслух очень сильное. Произношение чуть слышно сильнее в десять раз. Умственное произношение в сто раз сильнее. Необходимо практиковать все три способа. Обычно мантру повторяют 108 раз. Число повторений уместно соизмерять с обстоятельствами и наличием времени. Все мантры начинаются с универсальной мантры «ОМ» (Брахман - Дух - Изначальный Свет). Любая серия повторений заканчивается также мантрой «ОМ». Для подсчёта мантр используются чётки, в разных традициях они состоят из разного количества бусинок, соответствующих числу повторений мантры.
Мантра Шивы ОМ НАМАХ ШИВАЙА «Ом почтение Шиве». Он устраняет все негативные воздействия. Приносит гармонию. Дает способность удерживать ум в молчании и покое. Бесстрашие, аскетизм, уверенность в практике, защита от злой кармы и дурных влияний - это Шива.
Мантра Гаятри ОМ БХУР БХУВА СУВАХА ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ ДХЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ Гаятри Мантра - это универсальная молитва, бережно хранимая Ведами - наиболее древними священными писаниями человечества. Гаятри Мантра - это молитва, которую может произносить любой человек, независимо от его вероисповедания и национальности. Повторение этой мантры приводит к развитию духовного разума. Перевод: «Мы медитируем на великолепие Единого, сотворившего Вселенную, достойного поклонения, воплощающего знания и свет, устраняющего всяческие грехи и невежество. Да просветит он наш разум».
Мантра Единого ОМ МАХАДЕВАЙА НАМАХА «Ом почтение великому Богу». Эта великая мантра дарует жизнь и полностью побеждает смерть. Она защищает от укусов змей, ударов молнии и от других несчастий. Помогает при неизлечимых болезнях, если поется с верой и от души.
Мантра Асатома ОМ АСАТО МА САД ГАМАЙЯ ТАМАСО МА ДЖЙОТИР ГАМАЙЯ МАРЬТЬОР МА АМРЬТАМ ГАМАЙЯ ОМ ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИИ «Веди меня от не истины к истине, веди меня от невежества к свету, веди меня от смерти к бессмертию».
Мула мантра ОМ САТ ЧИТ АНАНДА ПАРАБРАМА ПУРУШОТАМА ПАРАМАТМА ШРИ БХАГАВАТИ САМЕТА ШРИ БХАГАВАТЕ НАМАХА Укрепляет связь с Божественным, дарует освобождение и духовный рост.
«Маха Мритьюнджая Мантра» (Великая мантра, побеждающая смерть) ОМ ТРИЙАМБАКАМ ЙАДЖАМАХЕ СУГАНДХИМ ПУШТИ ВАРДХАНАМ УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАМ МРИТЙОР МУКШИЙА МАМРИТАТ «Я поклоняюсь трехокому Владыке (Господу Шиве), Кто благоухает и приносит блага всем существам; Да освободит он меня от смерти ради бессмертия, Подобно тому, как спелый огурец отделяется от стебля».
Мантра посвящения ОМ НАМО БХАГОВАТЕ СУМЕРУ КАЛЬПЕ РАДЖАЙА ТАТЬЯ ГОТАЯ АРХЕТЕ САММЕК САМ БУДХАЙА ТАДЬЯТХАМ ОМ КАЛЬПЕ КАЛЬПЕ МАХАКАЛЬПЕ ПАРИ ШОДХАНИ СВААХАМ «Я приветствую Божество на горе Кайлаш. Царя времен, освобожденного духовного воина, преодолевшего негативную карму. И так я посвящаю свои действия временам, и великим временам всеобщего очищения».
Мантра очищения ОМ ШРИМ ШРИМ ШРИ СВАХА Чтобы проникнуть в поле этой мантры и получить её силу, повторяйте её 10 тысяч раз. И после этого, если хотите очистить от других вибраций и лишних излучений предмет, повторяйте над этим предметом 108 раз эту мантру и предмет будет освящён.
Мандала мантра ОМ МАНДАЛА ПУДЖА МЕКХА САМ МУДРА САФАРАНА САМ МАЯ АХ ХУМ Подношение своих стремлений во благо всех живых существ.
Утренняя молитва КАРАГРЕ ВАСАТЕ ЛАКШМИ КАРАМАДХЙЕ САРАСВАТИ КАРАМУЛЕ ТУ ГОВИНДА ПРАБХАТЕ КАРАДАРШАНАМ «На кончиках моих пальцев обитает Лакшми, богиня богадства, в центре моей ладони обитает Сарасвати, богиня учения, в запястьях обитает Господь Вишну (Кришна). Размышляя, таким образом, я смотрю на ладони утром».
Защитная мантра ОМ УГРАМ ВИРАМ МАХАВИШНУМ ДЖАВАПАНТАМ ВИШВАТОМУКХАМ НРИСИМХАМ БХИШАНА БХАДРАМ МРИТЙУМРИТЙУМ НАМАМЙАХАМ «Обращение к Нарасимхе, Вишну в образе льва, который обитает в каждом сердце, рассеивает страх, защищает от всех бед и дурных влияний».
Мантры для мандала йоги ОМ НАМО КАЛА БХУТА ХА (чёрный низ) ОМ НАМО ХАРИДРА ПУРВА ХА (жёлтый восток) ОМ НАМО ХАРИ ДАКШИНА ХА (зелёный юг) ОМ НАМО АЛЛА ПАСЧИМА ХА (красный запад) ОМ НАМО АКША УТТАРА ХА (синий север) ОМ НАМО АГРА ЛОКА ХА (белый вверх) ОМ ЧИТТА МАДХЬЯ ХА (внутри) – собирание направляемых лучей внимания по сторонам света обратно к источнику. ОМ МАХА САТТВА АХ (везде) – состояние чистоты, пустоты и единства...
Универсальная мантра преобразования любой энергии в идеальную Силу. ОМ ШРИМ КРИМ ХРИМ ПХАТ СВАА ХАА
Знаменитейшая тибетская мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ «Я медитирую на драгоценность, сияющую в лотосе».
Почтение Агни ОМ АГНАЙЕ НАМАХА
Мантра Высшему Духу ОМ НАМАХ ПАРАМАТМАНЕ
Почтение чистому бытию, сознанию и блаженству ОМ САТ-ЧИТ-АНАНДА НАМАХА
САТЙАМ НАСТИ ПАРО ДХАРМА «Нет религии выше Истины».
ОМ ТАТ САТ «Ты есть истина». Связь индивидуального и космического. Повторяется по завершению духовной работы. Эти слова служат для обозначения высшей истины.