<<Согласно аюрведе, три первичные жизненные силы присутствуют в человеческом теле в виде трех биологических элементов. Они называются на санскрите <<Вата>>, <<Питта>> и <<Капха>> и соотносятся с воздухом, огнем и водой. Их активность и подвижность предопределяет процессы роста и распада. В аюрведе эти биологические элементы называются дошами. Слово <<Доша>> означает нечто затемняющее, портящее или приводящее к распаду. Когда равновесие дош нарушается, они становятся теми силами, которые вызывают болезненные процессы. Доша воздуха называется Вата. Иногда слово <<Вата>> переводится также как <<Ветер>> или <<то, что движет вещи>>. Это побуждающая сила, движущая две другие доши, которые неспособны к движению в ее отсутствие. Она также управляет движениями чувств и ума, обеспечивает психическую адаптацию и способность к пониманию. Доша огня называется Питта; это слово иногда переводится как <<Желчь>> или <<то, что переваривает вещи>>. Питта отвечает за все химические и метаболические процессы в организме. Она управляет также нашим умственным <<перевариванием>> - нашей способностью воспринимать реальность и постигать суть вещей. Доша воды называется Капха. Иногда это слово переводится как <<Слизь>> или <<то, что удерживает вещи вместе>>. Капха создает и поддерживает субстанции организма, образуя основную массу тканей. Она также обеспечивает нас эмоциональной поддержкой в жизни и управляет такими положительными эмоциями, как любовь, сострадание, скромность, терпение и прощение. Каждая из трех дош пребывает в определенном элементе: он является ее вместилищем и той средой, в которой она проявляется. Вата (воздух) содержится в эфире, поэтому говорят, что эфир является ее составляющей. Она заполняет собою полости тела и тонкие каналы. Питта (огонь) присутствует в организме в воде или в масле, поэтому говорят, что она содержит воду. Огонь не может непосредственно находиться в теле, не разрушая его, поэтому он соединяется с водой, образуя питту. Основная форма питты – кислота. Вместилищем Капхи (воды) является земля, поэтому говорят, что капха содержит землю. Наше тело состоит в основном из воды, заключенной внутри кожи и других оболочек, образованных элементом земли. СВОЙСТВА ДОШ Каждая из дош обладает характерными свойствами. Вагбхатта, великий комментатор аюрведы, пишет: <<Вата – сухая, легкая, холодная, шершавая, тонкая и возбужденная. Питта – слегка маслянистая, острая, горячая, легкая, с неприятным запахом, подвижная и жидкая. Капха – сырая, холодная, тяжелая, вязкая, мутная, мягкая и плотная>>. (Аштанга Хридайя I, 11 – 12). Вата – в основном сухая, холодная и легкая. Питта – в основном горячая, влажная и легкая. Капха – в основном тяжелая, холодная и влажная. Таким образом, каждая доша имеет с любой другой дошей одно общее свойство и два противоположных. Мы распознаем доши по их свойствам. Избыток или недостаток определенных свойств указывает на избыточность или недостаточность соответствующей доши, что в свою очередь, чревато различными патологическими изменениями в организме. ФУНКЦИИ ДОШ Воздействие дош на тело и ум в Аштанга Хридайе (XI, 1 – 3) описывается так: <<Корнем дош, тканей и отходов жизнедеятельности является Вата (воздух). В своем естественном состоянии она поддерживает усилие, выдох, вдох, движение и осуществление импульсов, равновесие тканей и координацию чувств>>. Вата – первичная и самая важная среди трех дош. Она управляет двумя другими и в целом отвечает за все процессы в организме. Поэтому нарушения Ваты обычно имеют более тяжелые последствия, чем нарушения других дош, и нередко сказываются на психике и на всем организме. Можно сказать, что основным фактором как здоровья, так и болезни является качество нашей жизни, которое определяется нашей заботой о собственной жизненной силе. <<Питта (огонь) управляет пищеварением, теплом тела, зрительным восприятием, голодом, жаждой, лучистостью кожи, цветом лица, пониманием, разумом, храбростью и мягкостю тела>>. Питта отвечает за все аспекты света и тепла в теле и уме. <<Капха (вода) обеспечивает стабильность, смазывание и крепость суставов и такие качества, как терпение>>. Капха представляет собой материальный субстрат, поддерживающий две другие доши. Она придает устойчивость эмоциональной сфере. СОСТОЯНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДОШ В возбужденном состоянии доши вызывают симптомы различных заболеваний. <<Избыток Ваты вызывает истощение, упадок сил, желание тепла, дрожь, вздутие живота и запоры, а также бессонницу, нарушение ориентации чувств, бессвязность речи, головокружение, смятение и депрессию>> (Аштанга Хридайя XI, 6 - 8). Высокий уровень Ваты приводит к тому, что жизненная сила и ум теряют свою связь с телом, вызывая потерю координации и разрушение тела. Гиперактивность приводит к трате жизненных жидкостей организма и истощению. <<Избыток Питы придает желтый оттенок калу, моче, глазам и коже, а также вызывает голод, жажду, ощущение жжения и трудности со сном>>, Высокая Пита приводит к накоплению внутреннего жара, к лихорадочным состояниям, воспалениям и инфекциям. Мы буквально начинаем сжигать себя. <<Избыток Капхи вызывает подавление пищеварительного огня, тошноту, вялость, ощущение тяжести, бледность, озноб, слабость конечностей, кашель, тяжелое дыхание и сонливость>>. Высокая Капха приводит к увеличению веса и накоплению тяжести в теле, что подавляет нормальное функционирование организма. МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ДОШ Каждой доше соответствует определенное место в организме. <<Вата располагается в толстой кишке, бедрах, ушах, костях и органах осязания. Основное ее место – толстая кишка. Пита располагается в тонком кишечнике, желудке, потовых и сальных железах, в крови, лимфе и органе зрения. Основное ее место – тонкий кишечник. Капха располагается в груди, горле, голове, поджелудочной железе, боках, желудке, лимфе, жире, в носу и языке. Основное ее место – желудок>>. (Аштанга Хридайя XII, 1 - 3). В этих основных местах своей локализации доши накапливаются, вызывая болезни. Если воздействовать на них здесь соответствующими методами, можно пресечь болезнь на корню. Орган, в котором располагается доша, имеет склонность к тому расстройству, которое характерно для этой доши. Нарушения Ваты проявляются в виде газов в толстой кишке. Нарушения Питы проявляются в виде желчи и кислоты в печени и тонком кишечнике. Нарушения Капхи проявляются в виде мокроты в легких и слизи в желудке.
|