Корреспондент: 1. Каковы тенденции развития йоги в России? Как изменилось ее восприятие за последние 5-6 лет, когда йога вошла в моду и йога центры начали открываться с невероятной скоростью? Не снижается ли качество преподавания? Андрей: До перестройки и первые годы после перестройки на территории бывшего Советского Союза люди воспринимали йогу, как путь. В большей или меньшей степени связанный с физическим, энергетическим и духовным совершенствованием. При этом большую роль играла ментальность людей на наших территориях. В связи с тем, что уровень образования в стране был одним из самых высоких в мире, люди не боялись читать серьезные книги и изучать в глубину философские и методические основы йоги. С приходом же на нашу территорию западных веяний и моды, пошла сильная тенденция выхолащивания до полной потери сути йоги. Так, если на Востоке местами для преподавания йоги являются храмы и ашрамы (монастыри), то у нас внешние физкультурные формы йоги прочно укоренились в фитнес-центрах. А практика йоги начала сводиться к фитнесу или в лучшем случае, к оздоровительной системе. А те, для кого йога - это только бизнес, еще и усиливают распространение подобной профанации через рекламу и распространение выхолощенных учений. На самом же деле потенциал йоги не сравним с такими мелкими целями и суть ее совсем не в этом. А в преодолении двойственного концептуального мышления на основе предпочтений и в достижениии состояния абсолютной недвойственности сознания и бытия. Но не вся йога идет у нас в профанированном направлении. Многие последователи йоги сейчас наоборот идут в глубину постигая йогу, как путь. Близость и дружественность Индии позволяет практически всем желающим ездить в Индию и учиться йоге у индийских мастеров. И таких практикующих йогу у нас сейчас тоже не мало. Так что сейчас развитие йоги разделилось на два, идущих в разные стороны направления. Одно направление - выхолащивает суть йоги и идет в сторону фитнеса. Это направление неминуемо рано или поздно, если не полностью умрет, то как минимум потеряет свою популярность, как это уже случилось с не имеющей выше физических целей, аеробикой на Западе. А другое, направление, которое идет с истокам и сути учения йоги, безусловно будет все больше и больше развиваться в аутентичных формах. Единственное, о чем я вижу смысл предупредить читателей этого интервью. Не считайте пожалуйста что каждый индус - йог. И что любой учитель родом из Индии, действительно знает йогу и учит ей правильно. Сейчас в Индии также многие уже поняли популярность йоги на Западе и поэтому за ее преподавание часто берутся люди не достойные звания учителей. Поэтому всем нужно быть осторожными в выборе учителей в Индии и не считать их однозначно лучше опытных отечественных преподавателей. Корреспондент: 2. Что Вы думаете о появлении новых направлений йоги, например, бикрам-йоги или йоги 23? Многие считают, что истинны только классические техники, а новые вредны - согласны ли Вы с этим? Андрей: И да, и нет. С одной стороны нужно помнить об изначальной сути йоги. С другой стороны. Любая из школ йоги имеет методику практики, связанную с этой сутью. А методика ставит своей целью изменить человека и вести его от стартового состояния к конечному результату. Так вот это стартовое состояние у людей прошлых веков и сейчас сильно отличается. Мы есть продукт того, что мы в этой жизни делаем, что чувствуем и о чем думаем. И это определяет стартовое состояние. И если сравнить образ жизни и мышление людей несколько тысяч лет назад, несколько столетий назад и сейчас, то можно легко увидеть, что стартовое состояние этих людей очень разное. Они обладают разными качествами и у них разные проблемы и ограничения. И если старые методы создавались для людей той эпохи, то для людей нового времени нужны новые методы, чтобы они работали эффективно. В прошлом жизнь была относительно тихой. А сейчас достаточно на пару минут зайти в какое-нибудь место с громкой музыкой, и после этого придется долго восстанавливаться, чтобы мысли перестали дергаться. Поэтому и методы сейчас должны быть адекватно мощными и сравнимыми с мощностью современных повреждающих влияний. Иначе не будет результата. Именно поэтому если посмотреть на развитие йоги на Востоке в течении последних тысячелетий, то можно увидеть, что с одной стороны все держаться и ссылаются на древние тексты, чтобы не упустить суть учения. А с другой стороны, наблюдается совершенно очевидная модернизация методов с каждым веком. И это нормально, что сейчас появляются новые направления йоги. Главное, чтобы одновременно с их появлением, не стало нормальным, выхолащивание сути йоги до чисто физических внешних практик. И тем, кто практикует Бикрам-йогу и Йогу 23 виднее, есть в этих новых направлениях что-то, ведущее за пределы физических целей или нет. Корреспондент: 3. Есть ли вообще такое понятие, как правильная йога? Андрей: Понятия правильно и не правильно опираются на концептуальное двойственное мышление, разделяющее реальность на части предпочитаемые и избегаемые. Однако это лишь состояние мышления, далекое от реальной Реальности. Отвечая же на Ваш вопрос. Нужно никогда не забывать, что само слово Йога, вообще-то тоже имеет значение. Слово Йога имеет 18 переводов и главными из них являются: Единение, Контроль и Равновесие. И с этими состояниями имеют дело все религии мира. Только йога – это не послушный религиозный догмат, а научная сторона пробужденной религиозности. Есть и второстепенные значения этого слова, как например: «оглобля, соединяющая двух вьючных животных». Но, как вы понимаете, данное значение узко прикладное и не связано с системой самосовершенствования. Поэтому такие второстепенные или надумано интерпретированные значения этого слова являются не верными в связи с сутью этого учения. Для прояснения понимания, что есть «правильная йога» я приведу пример – аналогию. В детстве мальчики играют машинками, познавая их, отламыванием колесиков, дверок и позже – антен ремоут контроля... А девочки играют куклами, сгибая их суставы, меняя позы, раздевая и одевая, кормя и т.п. Когда мальчики становятся подростками, их уже не заставишь играть машинками. Им нужны более сложные: велосипед или мотоцикл. А девочек не заставишь играть куклами, им нужны живые собачки, кошечки и подружки для дальнейшего развития. Еще позже взрослому мужчине нужен не больше не меньше, как Мэрсэдэс и Дело Его Жизни, для достойной игры. А женщинам нужны, дом, дети, семья, благополучие. На старости лет преуспевающие таким образом мужчины играют недвижимостью, островами и летают на вертолете. А пожилые женщины играют в понимающих бабушек и самореализацию в благополучии. Как вы видите, мещанские игрушки усложняются, а суть игры остается все той же. Просто поиграв простыми игрушками, людям интересно играть только более сложными игрушками. Так вот йога, ведет человека к игре самой такой игрой, как последней игрой. Поиграв в такую игру и осознав все ее колесики и дверки, человек уже не способен продолжать играть в жизни по-прежнему и переходит на другой уровень бытия. Поэтому слово йога нельзя приставлять к чему угодно, если кто-то разрабатывает новый метод йоги. Чтобы не возникало противоречия и не совместимости между значением этого слова и другим приставным словом. И чтобы не появлялись такие названия, как на Западе: Дога (практика асан йоги, держа свою собаку на поводке) или Изи-Йога и прочие парадоксы. Сущностная йога должна вести к состоянию не двойственности сознания за пределами правильно и не правильно. К устранению причин разделения со всеобщим, коренящихся в эгоистическом сознании. К достижению Абсолютного Единства Йогина со Всеобщим. И то, что к этому не ведет, противоречит значению самого слова йога. Подбирая слова для выражения этой сути я также зажат в концепцию двойственности моих собственных слов. Поэтому наиболее близким к передаче смысла йоги, будет осознанно, и с открытыми чакрами помолчать. Корреспондент: 4. Как лучше выбирать подходящее направление йоги? Как выбирали Вы? Андрей: Потенциально в сферу аутентичной йоги входят физические, энергетические, психические, ментальные, волевые и кармические практики. И они представлены как в комплексных, так и в узкоспециализированных школах йоги. В зависимости от стартового состояния и интересов начинающего йога, правильнее будет начинать с тех аспектов практики, которые наиболее близки и интересны в данный период жизни. Самым главным, для любого начинающего, является ответить СЕБЕ САМОМУ ЯСНО на вопрос: «Что ты ищешь?». При этом если интересующее направление представлено несколькими школами и учителями, то можно немного пообщаться с этими разными учителями, попробовать немного практиковать по их методикам. Но пока не спешить брать на себя какие-то обязательства по отношению к ним. Затем нужно интуитивно почувствовать магнетизм в своем сердце и сознании. И на основе его притяжения, не столько выбрать, сколько – примагнититься к своему направлению. Лучше не на основе личных рациональных доводов, а на основе собственного комплексного чувства притяжения комплексной магнетической силой учителя и его пути. Хотя вариантов обретения истинного пути так же много, как людей на земле. И для каждого этот внутренний «клик» происходит по своему. Начав так, с интересующего направления йоги, рано или поздно, многие приходят к пониманию взаимных связей между физическим, энергетическим, психическим и остальными. И тогда происходит переход к комплексной практике, которая наиболее эффективна. Тогда возможны и переходы от одних учителей, к другим по иерархии их уровня преподавания и методов. Когда я начинал практику йоги, мне не из чего собственно было выбирать. Я начинал практиковать в до перестроечные времена, когда практика «инакомыслящей йоги» была запрещена «все контролирующими коммунистами». Поэтому тогда я был рад каждой книге или человеку, несущим крупицы знаний йоги, которые я собирал как драгоценности. И это гораздо позже, после перестройки, появилась возможность ездить на Восток, а информации стало столько, что теперь приходится выбирать из ее изобилия. И когда для меня этот период изобилия настал, то я руководствовался методами, которые я и описал уже выше. Корреспондент: 5. Нужно ли выбрать одно и следовать ему как можно дольше или можно постоянно пробовать новое? Как было с Вами? Андрей: Нужно или не нужно – это установка ума. И если следовать понятию нужно, то это может иметь форму принуждения. В отношениях же ученик – учитель, связующей силой является магнетическая сила, эквивалентная притяжению любви. И пока она есть, ученик будет продолжать следовать своему учителю и его направлению практики. Если же этот магнетизм исчезает по каким-то причинам, то ученик уходит к другому учителю. Однако, не следует менять учителей часто без веской на то причины. Так в наше время например наблюдается частое перебрасывание учеников от одного учителя к другому. От одного распиаренного гуру к другому. От одного святого – к тому, кто «по рекламным данным и ажиотажу вокруг него» - еще святее. Это напоминает проституцию – отдаться тому, кто больше даст. И отсутствие преданности своему учителю. Это исключает видение сути понимание ценности духовных вложений сделанных в тебя предыдущими учителями. И это происходит только по причине неустойчивости умов, стремящихся «продать себя подороже» - только самому самому самому... Когда же суть отношений учитель-ученик правильно осознана, то перескоков не происходит очень долго, до тех пор, пока учитель сам не скажет – дальше ты идешь сам... Или, иди к следующему учителю… И до такого момента линию и школу лучше не менять, чтобы не тратить время на то, чтобы всю жизнь начинать все с начала. Чтобы не бегать всю жизнь вокруг горы, не решаясь, по какой тропе на нее пойти или пытаясь идти разными ногами по разным тропам, но так и не подняться существенно вверх. Лучше начать идти вверх по СВОЕЙ ТРОПЕ СИЛЫ (как сказал бы Кастанеда). И если вы упретесь в тупик на какой-то высоте, то там можно будет перескочить на другую тропу, но уже на достигнутой высоте… Корреспондент: 6. В чем преимущество Универсальной Йоги по сравнению с другими школами йоги? Андрей: Универсальная Йога неизменно сохраняет суть и цель аутентичной йоги. А ее особенности вот в чем. Начну с личного опыта. Я практиковал разные стили и направления йоги за свою жизнь, и достаточно долго, чтобы осознать общие закономерности. Большинство направлений йоги склоняются к узкой специализации методов и целей. Часто в восточных, да и в западных школах, методы не являются систематизированными. Их преподают авторитарным способом без ответов на вопросы зачем и почему. При этом часто в ход идут утверждения на основе узкого частного опыта учителей. Или на основе авторитета Учителей учителей. И, без учета индивидуальных, возрастных, культурных и половых отличий учеников. Что зачастую приводит к тому, что ученики лишь бессознательно копируют своих учителей, становясь их кармическими клонами. Но каждый из нас пришел в этот мир с совершенно индивидуальной задачей рождения. И для того, чтобы пройти свой жизненный путь самостоятельно и сознательно, выполнив основную эволюционную задачу своего рождения. Нужно развить в себе предельную осознанность, свободу, самоконтроль, чистоту и чувствительность. И методы практики должны при этом быть строго индивидуальными. А для этого вся система йоги должна быть универсальной (а не авторитарно ограниченной). Поэтому, имея западное высшее образование и многолетний опыт изучения и практики восточных школ, я рассматриваю йогу как Универсальную науку. В которой, так же как в математике и физике должны быть представлены все существующие законы природы и мироздания в очищенных от авторитарных наслоений, сущностных формах проверенных и доказанных знаний. Имея опыт разных практик йоги за свою жизнь, я очистил суть их методов. И собрал эти методы в единую, ясно, просто и взаимосвязанно выстроенную систему. Которая содержит в себе универсальные научные методы практики на уровне, физической, энергетической, психической, ментальной, волевой и кармической оболочек человеческого существа. Я также много экспериментировал в практике. И на основе этого открыл и привнес в методику Универсальной Йоги те аспекты, которые отсутствовали в традиционных методах йоги вообще. И этим заполнил существующие окна не логичности и не совершенства в существовавших ранее методиках. Универсальная Йога – это полная система йоги, которая содержит в себе методы практического развития на уровне всех выше упомянутых взаимосвязанных оболочек и подразумевает полную осознанность практикующих. Приведу пример. Во всех религиях мира существуют догматические указания и практики, которым должны следовать их адепты. И они делают это без понимания, как эти догматы работают. Это подобно практике стандартных заданий в йоге, без объяснения почему так и к чему это ведет. Но всегда были люди, стоявшие у истоков религий, которые имели знания о сути происходящих явлений. На основе которых они создавали эти религиозные догматы для тех, кто не обладал такими универсальными знаниями. Так вот, Универсальная Йога состоит из таких знаний. И на основе них могут быть построены любые индивидуальные догматы. В этом разница между неосознанными религиозными догматическими практиками и пробужденными знаниями сознательной религиозности. Обучая Универсальной Йоге, я стремлюсь пробудить предельную сознательность в своих учениках, вдохновляя их практиковать йогу на уровне всех оболочек своего существа. Для свободного использования универсальных методов практики самостоятельно. Чтобы мои ученики стали способными самостоятельно модифицировать методику под индивидуальные потребности себя и своих учеников. Освоение всей системы Универсальной Йоги требует времени и усилий в учебе и практике. Но, освоив ее, вам уже не нужны будут учителя. Видение сути происходящих явлений, пробуждает Внутреннего Свободного Учителя. Следующего своим задачам человеческого воплощения. Поэтому только на начальных стадиях мои ученики могут повторять что-то так, как делаю я. Но на завершающих стадиях никто из моих учеников не должен быть похожим на меня или друг на друга. Но мы все понимаем единый язык универсальных законов йоги, на основе которого глубоко уважаем индивидуальную свободу и кармические отличия в индивидуальных творческих путях друг друга. Это не значит, что мои ученики с самого начала могут делать все что угодно по своему. Сначала им нужно многому научиться и осознать передаваемый им опыт. А свобода приходит после достижения достаточного уровня осознанности и ответственности за свои действия. Это только верхушка айсберга Универсальной Йоги. И это коротко. Поэтому - абстрактно. А для конкретных детальных ответов, приходите на мои программы. Корреспондент: 7. Йога для жизни или жизнь для йоги? Какое место должна занимать практика в повседневной жизни, в которой есть еще офисная работа, семья и бытовые проблемы? Как это совмещать? Андрей: Для новичка, йога – для жизни. Для опытного практикующего, жизнь - для йоги. А для достигшего, жизнь – йога – одно. Начинающий практик живет обычной жизнью «члена профсоюза» на основе своих пристрастий в жизни и способов их удовлетворения. А йога при этом может помочь компенсировать повреждения на разных уровнях бытия от такого образа жизни. С приобретением опыта такой компенсации, большинство практикующих начинают чувствовать себя гораздо лучше, чем раньше, и начинают избегать причин повреждающих влияний. Это может вести к пересмотру приоритетов и ценностей в жизни, смене вида деятельности и работы. И приводит многих опытных практикующих к модели, когда не практика йоги подбирается под условия работы, а работа выбирается, с наилучшей возможностью практиковать. Такие преобразования могут быть ограничены только отягощенной кармой семьянина, имеющего ответственность за детей – благополучие семьи – недвижимость – работу… Если же свобода для преобразований имеется, то работа становится лишь способом обеспечить возможность эффективно практиковать йогу. А когда практикующий йог становится ЙОГОМ, т.е. преодолевает двойственность бытия, то уже нет разницы между жизнью, работой и йогой. Или как говорят буддисты, приходит этап практики Ниравны в Самсаре. А все действия в жизни становятся практикой тантрической йоги. Корреспондент: 8. Насколько практика зависит от питания? Необходимо ли быть вегетарианцем, занимаясь йогой? В Нью-Йорке, например, появляются классы, на которых сразу после занятия все едят мясо - это авторский метод, придуманный преподавателем. Что Вы думаете об этом? И как Вы питаетесь? Андрей: Это чувствительный для не достаточно сознательных людей вопрос. Поэтому я извиняюсь перед теми, кто не готов услышать следующее. Японцы говорят: «Калки (разрушитель) Аватар – непобедим». А у нас говорят: «Против лома – нет приема». Т.е. нет предела человеческой глупости до полного уничтожения остатков сути йоги. Когда я встречаюсь с тем, о чем Вы упомянули в Нью-Йорке, у меня появляется желание отказаться от изнасилованного профанацией слова йога и начать применять какое-то другое, с тем же смыслом. Потому, что в погоне за денежной оригинальностью, некоторые люди готовы на что угодно. Есть мясо – после практики. Или как я слышал, в той же славной Америке – пить вино и есть шоколад после каждого занятия. А с нынешней, развитой телевизором ментальностью, следующим этапом деградации будет медитировать на эффекте наркотиков и заниматься извращенным групповым сэксом после этого. Это будет еще популярнее. В погоне за деньгами, какая разница для таких авторов, за что люди деньги платят? Только это не имеет никакого отношения к йоге. Наше тело строится из того, что мы едим, а сознание – из тонко-энергетических и кармических компонент этой еды. Йоги являются вегетарианцами прежде всего по причине сострадания к живым существам, которые в муках умирают ради наслаждения мясоедов. А энергия боли – разрушает жизнь на этой планете. И это могут игнорировать только люди, которым до этого нет никакого дела, и у которых сердечный центр закрыт. Такие люди предпочитают не слышать о страданиях живых существ, в угоду своему пристрастию к пищевым ощущениям. Но, если энергетические центры и сознание человека эволюционируют, то он естественно становится вегетарианцем. И рассматривает пищу, как средство для успешной практики йоги, а не как источник удовольствия любой ценой. Я строгий вегетарианец с 18 лет. И я убедился лично, что успех практики йоги не на уровне фитнеса, а на уровне ее духовной сути, прямо связан с вегетарианством. Человек, который не противопоставляет себя другим живым существам, а отождествляет себя с ними в едином целом, просто не может есть мясо. Это все равно, что есть свою собственную руку или ягодицу и при этом делать вид, что ты не чувствуешь боль, наслаждаясь их вкусом. Если человек ест живых существ, то он игнорирует первое и главное нравственное правило йоги – ненасилие, сформулированное в древних текстах. Практика йоги ведет к саттвической чистоте. И я мог бы объяснить в чем заключаются загрязнения связанные с мясоедением, принятием алкоголя и наркотиков, но в этом интервью нет для этого места. Кратко могу лишь повторить слова своего учителя: «Зачем нам загрязнять себя мясом, алкоголем, никотином и наркотиками. Давайте сначала найдем в себе силы очиститься от уже существующих в нас загрязнений и ядов: омрачений и заблуждений сознания – страха, жадности, злости, зависти, обиды, ревности и др; порожденных пристрастиями чувств и токсинами тела. А когда мы от них избавимся, то будьте уверенны, что мощный опыт ранее неведомой чистоты, навсегда избавит от мыслей о старых загрязнениях». Если бы не концепция чистоты, то чем йога была бы лучше того образа жизни, которым сейчас живут большинство людей, и по этому страдают? Йога ведет к полной удовлетворенности, но не на основе удовлетворения пристрастий, а на основе их преодоления. Этим йога является альтернативой и освобождает от страданий. Найдите в Интернете документальный фильм «Земляне». И найдите в себе силы досмотреть его до конца. Чтобы знать, что на этой земле все время завуалировано происходит, в угоду чревоугодникам…
|