Мандала Йога является одним из методов Универсальной Йоги. Название Мандала применяется в нескольких значениях. Наиболее распространенным является применение названия Мандала по отношению к многообразным круглым, квадратным, треугольным, свастикообразным, статическим или визуально крутящимся геометрическим рисункам, предназначенным для их созерцания и получения соответствующего визуального впечатления. Такие визуальные Мандалы широко используются как восточными, так и в западными эзотерическими школами. Наиболее известными примерами таких Мандал являются Индуистская Шри Янтра, буддистские Мандалы из цветного песка или древние арийские Свастики. В восточных школах Мандалой так же называют объекты подношения божествам и учителям. В широком понимании Мандала означает астральную структуру взаимного положения божеств и практикующих по отношению к ним. В ритуальных действиях различных индуистских и буддистских школ часто применяются повороты адептов этих школ в пространстве, в соответствии с визуализируемыми структурами астральной Мандалы, ориентированной по сторонам света. Выше изложенное является краткой идеей Мандалы, необходимымой для лучшего понимания дальнейшего описания методики Мандала Йоги. Одним из основных принципов комплексного самоосознания и самосовершенствования является понимание структуры человеческого существа. В ведической традиции используется концепция о том, что человек состоит из пяти оболочек: органической, энергетической, психической, ментальной и каузальной. Такое разделение является полезным для начального понимания различных функций человека и не позволяет сузить методику Йоги до физкультуры или фитнеса, понимая многомерность человека и взаимные связи процессов различных измерений между собой. На продвинутых стадиях практики Йоги концептуальное мышление трансцендируется и человек снова воспринимает себя и окружающий мир как единое целое без концептуальных разделений на оболочки. Но ранее приобретенный опыт осознания и контроля взаимных связей и процессов, происходящих в различных оболочках, при этом остается и используется. Как пошутил один из учителей Индии Ошо (Бхагаван Раджниш): «Для того, чтобы трансцендировать ум, сначала нужно его иметь». Эта шутка была им сказана в контексте предостережения желающих прыгнуть в запредел Тантры без предварительных концептуальных техник. Поэтому, для того чтобы развить начальное самоосознание и контроль применяется концепция оболочек. А когда необходимый опыт осознания обретен, и качества самоконтроля выработаны, функция концепции оболочек завершается и ее превосходят. В Йоге используются различные виды упражнений, позволяющие влиять на те, или иные оболочки. Асаны (статические позы) и Виньясы (динамические движениия) применяются для контроля органической оболочки. Пранаямы (дыхательные упражнения) – для контроля энергетической оболочки. Расы (психические состояния) – для контроля психической оболочки. Мантры (вибрационные и смысловые звуки) и Янтры (визуальные символы и Мандалы) – для контроля ментальной оболочки. Регулярно многократно повторяющиеся Тантрические техники – для каузального контроля Кармы (причинно-следственных связей и изменения жизни практикующего). Методика Мандала Йоги совмещает в одном тренировочном процессе Асаны, Виньясы, Расы, Мантры, Янтры и их многократно повторяющиеся серии. При этом из всех этих упражнений в пространстве строится Мандала, ориентированная по сторонам света. Центром этой Мандалы является практикующий эти упражнения. Практика осуществляется на уровне всех оболочек одновременно с учетом их взаимных связей. А в конце такой практики достигается многоуровневое равновесие и переживается состояние пробужденной осознанности. Тренировка Мандала Йоги в общем состоит из восьми последовательных этапов, сопровождающихся соответствующими Мантрами. Первые шесть этапов подобны по сути и отличаются содержанием. Они представляют собой серии из нескольких Асан и Виньяс для рук, ног и позвоночника, за которыми следуют Мудры (позы для переживания комплексных состояний), Пранаямы, Мантры и Янтры (визуализации). Первый этап представляет собой симметричную в пространстве разминочную последовательность Асан и Виньяс, с последующими симметричной Пранаямой, направлением внимания практикующего вниз, повторением Мантры Черного Низа и визуализацией черного равномерного фона в сознании. Следующие четыре этапа повторяются два раза. Один раз выполняются четыре серии несимметричных упражнений в одну сторону и после этого такие же, зеркально отраженные несимметричные упражнения в другую сторону. Каждая такая серия упражнений выполняется лицом в сторону одного из направлений сторон света, и после каждой такой серии выполняются несимметричные Пранаямы, направление внимания в соответствующую сторону и Мантра данной стороны света с визуализацией соответствующего этой стороне фонового цвета в сознании. Так при выполнении последовательности второго этапа, практикующий ориентирован лицом на Восток и в конце этой последовательности он визуализирует в сознании желтый цвет восходящего солнца и выполняет соответствующую Мантру ориентации на Восток. При выполнении последовательности третьего этапа, практикующий ориентирован лицом на Юг и в конце этой последовательности он визуализирует в сознании зеленый цвет растений и выполняет соответствующую Мантру ориентации на Юг. При выполнении последовательности четвертого этапа, практикующий ориентирован лицом на Запад и в конце этой последовательности он визуализирует в сознании красный цвет заходящего солнца и выполняет соответствующую Мантру ориентации на Запад. И при выполнении последовательности пятого этапа, практикующий ориентирован лицом на Север и в конце этой последовательности он визуализирует в сознании холодный синий цвет воды и льда, и выполняет соответствующую Мантру ориентации на Север. После этого такие четыре несимметричные последовательности повторяются зеркально наоборот. Далее следует шестая симметричная в пространстве предельная и компенсирующая последовательность Асан и Виньяс, с последующими симметричной Пранаямой, направлением внимания практикующего вверх, повторением Мантры Белых Небес и визуализацией белого равномерного фона в сознании. Этим завершается построение трехпроэкционного креста с направлениями: Черный Низ, Желтый Восток, Зеленый Юг, Красный Запад, Синий Север и Белые Небеса. После этого выполняется седьмой этап, состоящий из качественной продолжительной практики Пранаям и после этого все лучи внимания сворачиваются от шести направлений трехпроэкционного креста к источнику внимания практикующего. Данный процесс сопровождается Мантрой Центра Сознания. И последний – восьмой этап, состоит из глубокого расслабления, последующей Джапа Мантры (многократное повторение Мантры, вырабатывающей заданное комплексное состояние), глубокой Дхьяны (медитации, не вовлеченного в любые активности созерцания) и завершающей Мантры йоговской Саттвической чистоты, Единства и Пустоты. Этим завершается построение Мандалы в пространстве. В ходе практики Мандала Йоги практикующий испытывает множество новых ощущений и проходит через различные состояния, приобретая широкий опыт самосознания и развивая способности многоуровневого самоконтроля. Выше описанная методика Мандала Йоги является одним из наиболее совершенных и самодостаточных видов Тантрической Хатха Йоги.