Существует множество школ и стилей йоги: Айенгар-йога, Агни-йога, Аштанга-виньяса-йога, Бхакти-йога, Джняна-йога, Интегральная йога, Карма-йога, Крийя-йога, Кундалини-йога, Лайя-йога, Раджа-йога, Сахаджа-йога, Хатха-йога
Айенгар-йога — разновидность йоги, основанная йогином Айенгаром. Айенгар-йога основное внимание уделяет правильному положению тела, чтобы оно могло гармонично развиваться и стать анатомически безупречным. Характерной особенностью метода является статичное выполнение асан с необходимыми опорами. Другой характерной чертой метода является подробное, детальное объяснение каждой позы и индивидуальный подход к каждому практикующему. Айенгар-йога предполагает изучение асан и пранаямы, которые в айенгар-йоге включает в себя все остальные высшие ступени йоги, вплоть до самадхи. Важным аспектом йоги Айенгара является последовательность асан. Айенгар-йога может быть также использована в лечебных целях.
Жива́я Э́тика, или А́гни Йо́га — синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока. Создателями учения являются Н. К. Рерих и Е. И. Рерих. Учение было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах без указания автора. Источниковая база Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой была Е. И. Рерих. По утверждению Николая и Елены Рерих, учение Живой Этики возникло в процессе их «бесед» с «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории. Это общение продолжалось в 1920—1940 годы. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным. В процессе создания текстов на первых этапах участвовали все члены семьи Рерихов и использовалось так называемое автоматическое письмо, а дальнейшие записи были получены путём яснослышания, которым, якобы, обладала Е. И. Рерих. Позже она утверждала, что сама не пользовалась автоматическим письмом для бесед с «Великим Учителем». Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.
Аштанга-виньяса-йога — одна из современных синкретичных систем хатха-йоги. Основателем этой школы являлся Паттабхи Джойс, возглавлявший институт этой йоги в Майсуре, Индия. После его смерти в 2009 году, дела перешли его внуку Шарату Рангасвами. Согласно Джойсу, йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги. Аштанга-виньяса является динамической практикой йоги, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений — виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой, бандхами и дришти. Во время выполнения практики сохраняется дхьяна. Тренировки существуют шести базовых уровней (возможно, существует седьмой). Информация по первым пяти уровням доступна: выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса (Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Лино Миеле) выполняют виньясы разных уровней. Для того, чтобы стать сертифицированным преподавателем, надо обучаться в Майсоре около 10 лет.
Бха́кти-йо́га — одна из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на установление и культивацию личностных взаимоотношений с одной из форм или ипостасей Бога посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги настоятельно рекомендуется различными священными писаниями индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги в настоящую эпоху Кали-югу. В «Бхагавата-пуране», бхакти описывается как стадия совершенства, превосходящая по уровню духовного осознания даже мокшу, а в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме, одном из основных направлений индуизма, традиционно существуют девять форм бхакти-йоги.
Джняна-йо́га или гья́на-йо́га (путь знания) — один из видов йоги в философии индуизма, базирующийся на философской системе адвайта-веданты. Джняна в переводе с санскрита означает «знание». Джняна-йога — это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума учится отличать реальность от иллюзии, пытается осознать своё истинное «Я». В ходе практики джняна-йоги, индивид постигает разницу между материальной природой с её продуктами и своей истинной духовной сущностью. Полностью осознав свою истинную духовную природу, он достигает стадии освобождения.
Интегральная йога — одна из современных видов йоги, основанная на учении Шри Ауробиндо и Матери Мирры Альфассы. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют несколько направлений интегральной йоги и разных направлений йоги, использующих это наименование. Впервые интегральной йогой в современной истории назвал свою систему Шри Ауробиндо (1872—1950), подчеркнув этим всеобъемлющий подход к системе совершенствования своего сознания, духа и тела. Это направление использует бхакти, карма, шакти йоги, для изменения своего сознания и преобразования всех частей и составляющих человека, для осуществления преобразования и трансформации тела и приближения жизни божественной в этом материальном мире.
Ка́рма-йо́га (йога деятельности) также известна как бу́ддхи-йога — одна из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Карма-йога основана на учении «Бхагавад-гиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Это происходит посредством выполнения предписанных обязанностей без эгоистических мотивов с единственной целью удовлетворения Всевышнего. Слово карма происходит от санскритского глагола кри, что означает «делать»; в буквальном переводе, карма означает «действие», а йога можно перевести как «объединение» или «единение». Таким образом, дословный перевод термина карма-йога — «единение через действие».
Кри́йя-йо́га — направление йоги, основанное на техниках очищения, пранаямы и активизации чакр. Основателем этого вида йоги считается индийский святой Лахири Махасайя, живший в XIX веке в г. Варанаси (Бенарес). Считается, что эти методы ему передал гималайский святой Бабаджи Махарадж, достигший бессмертия. Самый известный представитель — Парамаханса Йогананда, автор книги «Автобиография йога» (1946). Именно Йогананда ввел сам термин «крийя йога». Согласно Йогананде, Бабаджи обучил Лахири Махасайя тем самым техникам йоги, что описаны в Бхагавад Гите, а также в «Йога-Сутрах» Патанджали.
Кундали́ни-йо́га — одно из направлений йоги, система упражнений, способствующая подъему энергии кундалини от нижнего энергетического центра к верхнему, где должно произойти ее слияние с Божественной энергией, а также единение собственного сознания йогина с Всеобщим Вселенским Сознанием. Наиболее известное пособие по кундалини-йоге — Прапанчасара-тантра (то есть Тантра о сущности миросоздания), в которой нижняя чакра отождествляется с вместилищем Брахмана в виде шиваитского фаллоса линги, вокруг которого и свертывается женская «змееобразная энергия» кундалини, принуждаемая затем к восхождению в высший центр посредством мистических средств (садхана) и йоги, в результате чего наступает «освобождение». Для Западного мира кундалини-йогу открыл Йоги Бхаджан, основавший в США благотворительный фонд «Здоровые, Счастливые, Благословенные», — организацию, обучающую йоге.
Лайя-йога (йога растворения) — один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда-, вайшнава-, шайва-, дакшина-, вама-, сиддханта- и каула-) с высшей — каулачарой, её философской основой является Адвайта-веданта (недвойственность), а целью — достижение Освобождения (мукти) и обретение бессмертного божественного тела (дивья-деха) за одну жизнь. Термин «Лайя» на санскрите буквально переводится как «ритм» — «растворение», то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом). Учение Лайя-йоги считается мистическим откровением, дошедшим до наших дней практически без искажений, благодаря непрерывности особой традиции устных наставлений, передаваемых от Учителя к ученику. Первое упоминание о Лайя-йоге содержится в поздних тантрических Упанишадах. Сущность учения Лайя-йоги заключается в поддержании особого состояния круглосуточного бдительного присутствия (осознанности). Лайя-йога — это путь вне метода, вне концепций и усилий, путь спонтанного самоузнавания. В этом случае мы перестаём жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Лайя-йога не ограничена ни религиозными догматами или концепциями нашего мышления, ни культурными традициями поскольку состояние погружения в неконцептуальную осознанность выше любых религиозных ограничений.
Ра́джа-йо́га (царская йога), также известна как классическая йога, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения. Так как практика раджа-йоги делится на восемь этапов, её также называют аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой). Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Свами Сатчитананда говорит по этому поводу, что: «Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивая зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений — он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с вашим истинным „Я“». В самом начале «Йога-сутр» Патанджали утверждается йогаш читта-вритти-ниродхах (1.2) «Йога есть обуздание волнений, присущих уму». Практики раджа-йоги рассматриваются как потенциальные инструменты для очищения от кармы и достижения мокши (спасения).
Сахаджа-йога — новое религиозное движение, имеющее древние индийские корни. В нём утверждается, что сахаджа-йога является процессом пробуждения кундалини, при котором человек получает самореализацию. Это проявляется в достижении состояния безмысленного осознания (ментальной тишины, Нирвикальпа Самадхи). Слово «сахаджа» состоит из двух частей: саха́ означает «с» и джа «рожденный». Слово йога означает «союз». Сахаджа-йога - это союз с Всепроникающей Энергией Божественной Любви, которая ассоциируется с понятием Рух в Коране, прохладным ветерком Святого Духа Пятидесятницы в Библии и Всепроникающей Энергией — Парамчайтаньей — в индийских писаниях. Сахаджа-йога фактически понимается как квинтэссенция всех духовных идей и религий посредством осязаемого опыта, а не на умственном уровне. Движение основано в 1970 году Нирмалой Шриваставой (1923 г. — 2011 г.), более известной как Шри Матаджи Нирмала Деви («Шри» является обращением к уважаемой личности, «Матаджи» — матушка, «Нирмала Деви» — полная форма имени Нирмала). «…человек поднимается над всеми оковами рабства и ему больше не нужны наставления никакого гуру. Он становится своим собственным учителем и больше не ищет наощупь опору в темноте. Он становится абсолютно свободным. Никто не может запугать сахаджа-йога или манипулировать им. <...> По мере очищения себя живым процессом сахаджа-йоги он находит истину полного единства всех религий. Таким образом, в сахаджа-йогу могут прийти люди, исповедующие любую религию и принадлежащие к любой расе, и не столкнуться с проблемами фундаментализма или расизма». (Шри Матаджи Нирмала Деви «Сахаджа Йога»)
Хатха-йога (усиленное, насильственное слияние) — направление йоги, систематизированное Свами Сватмарамой (автором трактата «Хатха Йога Прадипика») в XV веке. Хатха-йога представляется Сватмарамой как путь к раджа-йоге, система подготовки физического тела для сложных медитаций. Значительную роль в развитии классической хатха-йоги в средневековой Индии сыграла Традиция Натхов и ее основатель Горакшанатх (Горакхнатх - хинд). Хатха-йога — это учение о гармонии тела и ума, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, очищение, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (пранаямы, концентрация внимания и медитация). Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.
Многообразие направлений йоги связано с воздействием органов чувств на состояние ума человека. Воздействие тактильных ощущений (выполнение асан и виньяс) на состояние ума сформировало Ха-Тха йогу. Концентрация ума на звуке (пение мантр) способствовала появлению Мантра-йоги. Концентрация ума с помощью зрения (созерцание Янтр) способствовала появлению Янтра-йоги. Воздействие вкуса на состояние ума сформировало Ведическую кулинарию. Воздействие обоняния (эфирные масла, благовония) на состояние ума сформировало Ароматерапию.