ПРАКРИТИ – (санскр. Природа, материя), природная сила; душа природы; исполняющая или действующая сила. Пракрити – это идея материальности, порождающая иллюзорную «материю», из которой состоит видимый мир. Олицетворениями пракрити служат богини Майя (вселенская иллюзия) и Шакти (божественная женская энергия). Пракрити и пуруша – женский и мужской принципы. Пракрити есть проявляющийся аспект, в отличие от покоящегося непроявленного – пуруши, чистого сознания. МАХАТ – (санскр. Величие.). Первое проявление безатрибутной сущности (Брахман) при её пробуждении после космической ночи. Первый продукт эволюции этой сущности. Изначальная матрица сознания (сложная и неразвернутая) в пракрити, из которой произошла индивидуальность и другие образования. Тончайшая субстанция интеллекта. Трактуется как семя мысли (Буддхи), ментальный импульс, направленный вовне, предначало творения мира. Побуждение, желание творить, осознание своих творческих возможностей и тяга к их реализации, к самореализации. Махат связывает непроявленную божественную сущность с проявленным миром. Его называют великим зародышем, который образуется при соединении духа (Пуруша) с материей (Пракрити). Махат порождает самосознание, самость (Ахамкара). БУДДХИ проявляется из пракрити подобно тому, как переживающий просыпается, следуя тому же самому принципу, который действует в нашей повседневной жизни, когда наше сознание переходит от состояния сна к состоянию бодрствования. Когда пуруша просыпается, это первое пробудившееся сознание после сна называется буддхи. Буддхи служит инструментом, посредством которого усваивается конкретный опыт, а также дает стандарт сравнения, который необходим для формирования суждения. Буддхи - это безличное состояние сознания ограниченной индивидуальности. Из буддхи происходит АХАМКАРА – (санскр. чувство «я», ложное эго, представление о собственном «я», самосознание). Осознание человеком себя как отдельной личности. Осознание своего существования. Ахамкара - ментальная способность индивидуализации, чувство отдельности от других. Понятие «я», «мне», «мое». Для ахамкары характерны отождествление себя с телом, стремление к своему личному счастью, собственничество. Ахамкара – иллюзия, которая заставляет живое существо думать, что оно всем управляет, всем владеет и всем наслаждается, из-за которой оно отождествляет себя с материальным телом и всем, что к нему относится (внешность, национальность, семья, религиозные убеждения, удовольствия и страдания...). Ложное эго является причиной материальной обусловленности. Различие между ахамкарой и буддхи заключается в том, что ахамкара является переживанием «я есть все это, и все это – мое», в то время как буддхи - это просто переживание «все это есть» без какого-либо отношения к «я» и «мое». Ахамкара - внутренний контролер (инспектор) разума, получающий чувственные впечатления, которые мы можем по желанию воспроизвести в памяти. Ахамкара - это то, что собирает и хранит воспоминания об опыте человека, а также идентифицирует и отождествляет текущий опыт. Совокупность этих переживаний образует человеческое эго. Поскольку ахамкара существует посредством отбора отдельных элементов, в качестве владений или частей себя, ее функция - это, главным образом, самоприсваивание. Ахамкара может быть понята исключительно как сила самоприсваивания - поставки материалов в эго. «Чхандогья-упанишада» говорит об ахамкаре как о самосознании, утверждая, что те, кто не способны отличить атман (душу) от тела, отождествляют своё истинное, духовное «я» с иллюзорным материальным телом. Из ахамкары происходит МАНАС. Манас - это то, что желает, ищет и выделяет определенную группу ощущений из их массы и рисует в себе определенный образ. Манас непрерывно занят созданием или выделением образов, по мере того, как чувства дают информацию, относящуюся к внешнему миру. Он также включает фактор внимания, которое постоянно движется от чувства к чувству. Человек может иметь целый мир перед собой, и его чувства могут быть бомбардируемы множеством раздражителей; но эти раздражители могут не производить каких-либо ощущений, если человек находится в состоянии «отсутствия ума». Чувства, следовательно, должны быть во взаимодействии с умом, для того чтобы они могли продуктивно действовать. Ум - это то, что создает образы из чувственных данных. Он является тем же самым, что и манас, поскольку манас - это фактор, который приходит в действие немедленно после того, как чувственные данные получены. Все другие элементы, которые необходимы для того, чтобы воспринимать что-либо, например, корову или лошадь, задействуются позднее. Сначала строится картинка, затем она включается в совокупность предыдущего личного опыта, который образует личное “я“, или ахамкару, и сравнивается с общими понятиями буддхи. Манас находится недалеко от чувств и выступает посредником между ними и ахамкарой, Манас - это источник желаний. Эти желания всегда направлены к одному из пяти путей восприятия: к зрению, к слуху, к вкусу, к обонянию и к ощущению через прикосновение. Также они направлены к тому или другому типу действия: к движению, к речи, к наслаждению, к отвращению, к хватанию или держанию. Другими словами, желание, представленное манасом, не может существовать само по себе. Оно является желанием воспринимать или ДЕЙСТВОВАТЬ.